О проверках общественными организациями потребителей

7 ноября 2013 г., четверг
Действительно в последнее время увеличилось, как и число проверок, так и число самих таких организаций. Чаще всего такие организации открываются совсем не с благой целью защиты прав потребителей, а банальным желанием заработать денег. Учитывая, то, что с 1 мая 2009 года вступил в силу Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ограничивающий государственный и муниципальный контроль (надзор), некоторые активные граждане объединились для того что бы своей «грудью» прикрыть «нишу» контроля на потребительском рынке. Некоторые из них и более того, поняли призыв Президента РФ Д.Медведева «Надо, чтобы органы власти, правоохранительные органы "перестали "кошмарить" бизнес"» как призыв к действию - предполагая, что общества потребителей и должны сегодня проверять бизнес.

Новоявленные общества потребителей основной своей задачей ставят не защиту потребителей, а именно контроль. Поэтому названия организаций носят заведомо устрашающий характер: «Народный контроль»; «Потребительский контроль»; «Служба по защите прав потребителей», «Комитет народного контроля» и другие производные от слов контроль, инспекция, комитет и т.д. Часто, в эти ряды вливаются и предприниматели - неудачники, решившие таким образом улучшить свое материальное положение и поднять общественный статус, хотя видят в этом просто бизнес. Для солидности, они заказывают красные корочки - удостоверения либо с гербами, либо с символикой до степени смешения, напоминающие официальную символику Союза потребителей РТ. Что крайне отрицательно сказывается на отношение к потребительскому движению республики и к Союзу потребителей РТ – старейшей потребительской организацией не только России, но и бывшего Советского Союза.

Удручающим фактом является и то, что новоявленные общественные проверяющие не являются специалистами в контролируемой ими отрасли, как например, в торговле, общепите, химчистке и т.д.

Учитывая вышеизложенное, Государственная Дума РФ 18.07.2011г. в Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 внесла изменения, так п. 2. ст.45 дававший право «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти……….», сегодня звучит так «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов……. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом».

Изменения в конечном варианте с одной стороны, урезав права общественных организаций потребителей, с другой стороны увеличили возможность развития «экстремистских» организаций потребителей. Не буду озвучивать открывшиеся методы давления на предпринимателей, в связи с их возможным использованием в преступных целях.

Несмотря на все лоббирования бизнесмены не смогли освободиться от давления общественных контроллеров. И предпринимательский правовой нигилизм, экономия на отраслевом образовании, дает вполне ощутимые плоды, которыми и пользуются «подкованные» контроллеры. Так, например, в связи с законодательным ограничением объекта проверки, который в основном ограничивается недостаточной или недостоверной информацией для потребителей, на это и делается акцент проверки.

И здесь сказывается предпринимательская «экономия» на знаниях потребительского законодательства.

Мне неоднократно приходилось видеть акты обществ потребителей, которые приносят предприниматели в Торговую Гильдию РТ: «отсутствует юридический адрес на вывеске предпринимателя» или «отсутствует сертификат соответствия на товар», «отсутствует удостоверение качества» и др. На полном серьезе эти «специалисты» пишут акты и направляют эти акты в суд, и те предприниматели, которые не обращались в к специалистам Торговой Гильдии Республики Татарстан, суды проигрывали, и несли серьезные убытки…………. А ведь все просто я вам скажу, ни юридического адреса не должно быть у ИП, и товар на который требовали сертификат, не подлежит сертификации уже 10 лет, и удостоверение качества уже не является обязательным.

Защитить от общественного произвола, сегодня может именно членство в саморегулируемой организации в своей отрасли. Тем более что членство в такой организации почетно и защищает от государственного контроля (надзора), так как члены саморегулируемой организации переходят на упрощенный порядок государственного контроля. В Республике Татарстан первой саморегулируемой организацией на потребительском рынке стала именно Торговая Гильдия РТ, которая была организована рядом предпринимателей в 2004г. и объединяет на сегодняшний день уже сотни предпринимателей Татарстана. Взаимодействие с контролирующими органами и Союзом потребителей позволяет поставить надежный заслон злоупотреблениям на потребительском рынке.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International